Эрих Фромм.

23 апреля 2010 г. 23:41 - Light This City

 

Однажды, по долгу учебы, мне довелось делать доклад по философии. Нынешнее повествование мое пойдет именно об этом случае. Кому не интересно, все в сад, то есть в баню! Темы для рефератов распределяла преподавательница и звучали они однотипно - имя философа. Список подходил к концу, оставался всего-лишь один автор который по неизвестной причине не нашел отклика в наших черствых душах. Честно говоря он нас всех тогда очень напугал тем, что совершенно не был знаком широкой публике. И ведь как грозно тогда это прозвучало: Эрих Фромм. Вот тут то я и решил выпендриться. Мой выбор доклада об этом человеке ознаменовали язвительные ухмылки сокурсников. Это было даже в какой-то мере приятно. Заниматься поиском информации как водиться не очень то хотелось, однако светило освобождение и, заткнув лень за пояс, я взялся за подготовку сообщения. Поверите или нет, но всему курсу философии в институте я бы мог быть благодарен только за то, что познакомился с творчеством и идеями этого философа. Я не умаляю заслуг других великих мыслителей, но я знал о них ранее, читал какие-то вещи, а этот совершенно незнакомый, новый, поразил меня. На протяжении почти всего своего научного пути, Эрих Фромм пытался синтезировать идеи Фрейда о доминирующей роли бессознательного в личности человека, и идеи Маркса о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга. «Исследуя развитие личности, Фромм приходит к выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма - это потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремится к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека (приводящего к неврозу или депрессии), который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является ЛЮБОВЬ в самом широком понимании этого слова. Постепенно Эрих Фромм приходит к идее о необходимости построения на Земле нового общества, которое он называет "гуманистический социализм", основанный на любви людей друг к другу. Задумываясь над способами осуществления такого общества, Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы - способ БЫТЬ и способ ИМЕТЬ. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное - это показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет для того, чтобы придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, то есть чем они хотят обладать - знаниями, властью, любовью, религией. Главное, что при этом их не интересует сама суть этих знаний или религии, но им важно показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость ко всем, кто ставит под сомнение истинность их позиции, их напряженность и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность, агрессивность против всех, кто, как они подозревают, покушается на эту собственность. Развитие же человека по принципу "быть" характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное - это не продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности. В то же время такие люди не стремятся рвать все связи с обществом и окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того, чтобы быть самим собой. Поэтому обретение такой свободы не оборачивается для них драмой. Стремясь быть собой, эти люди уважают и стремления других к бытию, а потому они терпимы и не агрессивны, как люди, живущие по принципу иметь. Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего существования и переходя в область целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, искусства, религии, науки и материального производства. И именно такие люди, по мнению Фромма и помогут осуществиться новому социальному обществу». Буду рад если у кого-нибудь обнаружатся его работу в ПЕЧАТНОМ ВИДЕ.

Авторизуйтесь, чтобы комментировать