Поездка в горы или экскурсия по Домбаю

25 августа 2011 г. 10:36

Ну что же. Сейчас хочу рассказать о своей поездке в горы. Идея поехать в горы и испытать там себя появилась у меня и моего друга Димы ещё год назад - когда мы познакомились с ещё одним замечательным человеком Александром. Саша уже бывал не раз в горах, в том числе на Эльбрусе и даже в Арктике. Своими рассказами он нас очень заинтересовал и было решено готовиться к поездке в горы.

Готовились во-первых покупая нужное снаряжение - специальная одежда (термофутболки, флисовый слой, мембранные куртки...), снаряжение для скалолазания - верёвки, карабины, обвязка, "восьмёрка" (спусковое устройство), "кроль" (подъёмное устройство)..., снаряжение для передвижения по леднику и камням - кошки, ледоруб, трекинговые палки, горные ботинки..., туристическое снаряжение - спальник, палатка и т.д.... Словом - всё закупали "с нуля". Во-вторых готовились физически - бросили пить и курить )) зарядки по утрам, регулярные пробежки, отжимания и др. Как в последствии выяснилось - всё это очень пригодилось. В третьих готовились морально - так как поездку планировали сделать по максимуму экстремальной.

Первоначально хотели ехать на Эльбрус. Всё-таки высочайшая вершина Европы. Хотели без какой-либо особенной горной подготовки быстро подняться на высоту 5642 метра. Сам по себе подъём на эльбрус не является сложным - везде просто идёшь пешком - опасность заключается в высоте - как поведёт себя организм на высоте 5 тысяч метров - никто не знает - кто-то переносит легко - у кого то может случиться отёк лёгких, кто-то пострадает из-за горной болезни, кто-то просто в какой-то момент не сможет идти дальше...

НО - на Эльбрус мы не поехали, потому что в связи с активностью террористов в районе Приэльбрусья был введён режим КТО (контртеррористической операции) и находиться там стало практически невозможно.

Решили поехать в Домбай - вообще Домбай это деревня с кучей гостиниц в которых зимой заселяются горнолыжники - зимой Домбай это крупный горнолыжный курорт. Вокруг деревни находятся около десятка очень интересных горных вершин. Почти все имеют уровень сложности подъёма 3а или 3б - эта сложность подразумевает в себе подъём со скалолазанием по вертикальным стенкам и спуск обязательно по верёвкам.

Вообщем-то своей сложностью и привлёк нас Домбай. Хотелось попробовать всё - изнуряющий тяжёлый подход к горе с рюкзаками, ночёвка в палатке на камнях, переход через многовековой ледник с глубокими трещинами, подъём по крутым скалам... Всё это в полной мере мы попробовали...

А теперь непосредственно о поездке. Таланта писателя у меня нет, поэтому просто расскажу как всё было от начала и до конца.

Всё началось конечно же с дороги) Поехали мы на машине - 2000 км нас не пугали, т.к. все три путешественника имели при себе водительские права. Наш путь пролегал через следующие города - Дзержинск - Владимир - Москва - Елец - Воронеж - Ростов - Черкесск. Сразу хочу отметить что наше государство действительно готовиться к Олимпийским играм в Сочи - вся, абсолютно вся дорога "Москва - Дон" в ремонте! Но на скорость это не сильно влияет... т.к. две полосы всегда оставались свободны для движения. Первый раз в жизни прокатился по платной дороге - перед Воронежом есть участок 52 км который в ночное время суток обошелся нам в 50 рублей. Платная дорога конечно же хорошего качества, но ограничения скорости никто там не отменил, 110 км/ч и не больше))

Не обошли стороной нас сотрудники гибдд - друг попал на штраф в 1000 рублей за превышение, ну а моя скорость не уложилась в штрафы, поэтому пришлось договариваться) - но повезло, всего 1000 рублей стоили мне мои права).

Сразу забегу вперёд - прямо в Черкесске решил купить "антирадар" - отдал за него 2500 р - и не прогадал - на обратном пути ни одного нарушения гаишники за нами не зафиксировали)

Вернёмся к дороге - когда до гор оставалось всего каких то 100 км начали всматриваться в горизонт - где-же они, эти горы!... а их не было видно. Они появились неожиданно и быстро непосредственно перед посёлком Домбай. Итак, мы въехали в посёлок, поставили машину на стоянку - и тут же на подъёмник - поднялись на первую нашу вершину Муса-Ачитара высотой 3012 метров.

Выбрали на вершине подходящее место для лагеря и поставили палатку. Рядом был кусочек ледника с которого стекала ручейком вода - её и пили и спользовали для чая и приготовления еды.

Кстати о еде - еду готовили на примусе и газовой горелке - питались различными супами из пакетиков добавляя к ним макароны и тушёнку, делали разные каши всё с той же тушёнкой ну и чай с какими-либо печеньками). Итак - разбили палатку, приготовили ужин, поели и спать... Скажу честно - первая ночь на камнях мне не понравилась) - было неудобно, временами холодно, а под утро пошёл дождь и шёл ещё пол дня... сидели в палатке - пережидали - в дождь в горах делать нечего... Но к нашему счастью это был единственных день с плохой погодой.

Второй день в горах всё на той же вершине провели в тренировках - Александр учил меня и Диму работе с верёвкой, пробовали свои силы на скалах, учились правильно ходить по склонам. Вообщем первые два дня мы проходили акклиматизацию - и прошли её успешно. Со здоровьем у всех было всё в порядке.

На третий день спустились всё на тех же подъёмниках вниз в посёлок. Нашли там себе пристанище в виде бывшего альплагеря, в котором дед Хазим (или Казим) разрешил нам поселиться за 100 рублей в сутки с человека) Из удобств была вода из трубы, туалет над горной речкой)) и кровати с досками. Несколько дней мы прожили в этом альплагере. За это время пообщались с местным населением, посмотрели на местную природу - водопады, озёра, леса... Выяснили, что почти все вершины Домбая находятся во-первых в Государственном заповеднике - и поэтому при входе на территорию нужно платить 50 рублей за проход и во-вторых что все эти вершины находятся в пограничной зоне - и для входа в неё - нужно делать пропуска на погранзаставе в Теберде (20 км от Домбая). Пограничная зона, кстати, там с дружественной нам Абхазией.

После длительных раздумий было решено испытать себя при восхождении на гору Белалакая (3861 м) по маршруту сложностью 3а. Нас многие отговаривали, т.к. для новичков это действительно очень сложный и опасный маршрут. И, например, ни один инструктор не пойдёт с новичками на такую сложность. Но всё же мы выяснили какими тропинками туда идти и узнали много ньюансов про восхождение.

Отмечу, что все туристы и альпинисты должны (но не обязаны) отмечаться на посту МЧС перед какими-либо длительными "прогулками" в горы. Т.к. совсем не редко когда люди теряются, получают травмы, гибнут... в этом случае МЧС отправляется на поиски если в установленные день и время группа людей не вернулась... Отметились и мы перед восхождением на Белалакаю.

Восхождение на эту гору включало три дня. Первый день был самым изнуряющим - с тяжёлыми рюкзаками мы целый день шли шли шли... всё время вверх вверх и вверх... Проходили через леса, потом альпийские луга, потом под ногами были уже только камни... Местами подъём был очень крутой и приходилось кому-то одному без рюкзака лезть протягивать верёвку - остальные с рюкзаками поднимались по верёвке. Так протопали мы около 12 часов с несколькими небольшими привалами. Кстати, так как не было у нас пропусков в пограничную зону - мимо места где сидят обысно пограничники мы проходили рано утром, т.к. рано утром граница у нас свободная)). В этот день мы поднялись на высоту около 3 тысяч метров где и разбили лагерь.

В тот же вечер нас посетили местные обитатели - кавказские туры (горные козлы):

Следующий день был кульминацией всей нашей поездки. Я и Дима предприняли попытку восхождения на вершину Белалакаи. (Сразу оговорюсь - процесс перехода по леднику и подъёма по скалам не зафиксирован на фотоаппарат - т.к. в эти моменты просто было не до него...)  Встали рано утром. Перекусили и на легке отпарвились в пусть. Сначала предстояло преодолеть многовековой ледник - одели кошки, связались верёвкой, взяли в руки ледорубы и пошли.

При переходе через ледник есть две опасности - первая это на крутом подъёме можно не удержаться и упаcть - тогда скорее всего ты покатишься как на ледяной горке вниз по склону и тебя остановят только камни... какие части тела потом найдут мчс-ники фиг его знает). Страховкой такого случая служит как раз связка верёвкой двух или более людей. Вторая опасность - трещины в леднике. Шириной они могут быть от 10 см до нескольких метров и более. А вот глубина может достигать 10-30 метров. Таким образом если провалишься в трещину - скорее всего там и замёрзнешь... Страховкой такого случая служит опять же связка - по верёвке второй человек может вытянуть упавшего (если сам за ним не свалится). За время почти двухчасового прохождения ледника нам встретилось не мало таких трещин - какие то проходили стороной, какие-то приходилось перешагивать (перепрыгивать) - всё удачно.

Так мы подошли непосредственно к скалам. Теперь предстояло лезть вверх... Три часа подъёма по скалам - где-то вертикальные стенки, где-то даже отрицательный уклон, где-то пешком, применение закладок, зацепок, страховка верёвкой... - вообщем получили мы много опыта и эмоций. Пройдя примерно половину пути мы поняли что не успеваем взойти на вершину... Перспектива взойти к вечеру и возвращаться ночью никого не привлекала - плюс появлились облака и начала портиться погода... дождь и темнота в горах - это самое страшное. Если ночью ты оказался на скалах и вдобавок пошёл дождь (град, снег) - скорее всего ты просто замёрзнешь - или по крайней мере отморозишь себе всё что можно, т.к. ветер, дующий на высоте - очень холодный. Понимая всё это приняли волевое решение не подниматься выше.

Посидели на том месте до которого дошли, перекусили, полюбовались красивыми видами и отправились обратно. Предстоял нелёгкий и так же опасный спуск вниз - спускались с помощью верёвки - фактически это единственный способ спуска со скал.

Хочу отметить ещё одну опасность в горах - это камнемады - они могут вызваны естесственными процессами проходящими в горах либо могут быть вызваны твоим напарником альпинистом) - поэтому каска в горах это обязательный атрибут - один раз она как раз меня и спасла - камень приземлился мне прямо на голову)

Уставшие, но довольные от полученных эмоций к вечеру мы вернулись в лагерь. Чему несказанно были рады сотрудники мчс, по случайности оказавшиеся в том же районе и восходившие на рядом находящуюся вершину. Они видели нас и очень за нас переживали)

Кстати в этот день нам посчастливилось увидить нереально красивую картину... - теперь она и перед вами:

На третий день нам предстоял спуск с места ночёвок на горе в лагерь в Домбае. Скажу Вам честно - спуск оказался ещё более изнуряющим чем подъём. Опять же приходилось применять верёвку, страховки и т.п. Спустились... Проходя последнюю горную речку не выдержали - и с Димой решили в ней искупаться!) - как так - побывать в горах и не искупаться в горной речке? ) Вода оказалось не просто холодной, а прямо таки ледяной! - оно и понятно - с ледника вытекать она тёплой не может - плюс 2-3 грудаса по цельсию...

В этот же день мы посетили местное кафе, отметили шашлыком моё прошедшее в горах день рождение и отправились домой... в Дзержинск... Из интересных событий на обратном пути отмечу полёт форда фокуса над землёй и чудесное приземление... На трассе за 1500 км до дома ночью я не увидел знаков о приближающемся лежачем полицейском (предположительно из-за закрывших их фур припаркованных на обочине) и на полном ходу (порядка 130 км/ч) мы в прямом смысле взлетели преодолев этот лежачий полицейский... Приземление было жёстким... Машине было больно... НО! к удивлению всех пассажиров никаких видимых повреждений после этого полёта мы не обнаружили... И, вообщем-то, спокойно доехали до дома без каких-либо проблем... Надеюсь что и в последующем мне не придётся делать дорогостоящий ремонт из-за этой неприятности...

____

В горах нам понравилось. Безумно красивая природа, чистый воздух, вода которую можно пить с любого ручья, звёздное небо по ночам, жизнь в прямом смысле над облаками, опасности на каждом шагу и многое многое другое... Мы получили от этой поездки всё по максимому. Но поедем ли ещё раз? не знаю... скорее всего придумаем что-нибудь новенькое... )