Отец «Сергий»: «Всё, что делаешь без Бога – фиговый листок»

18 апреля 2013 г. 13:31 - андрей вовк

Отец «Сергий»: «Всё, что делаешь без Бога – фиговый листок»

На вопрос, как к нему сейчас, вне богослужения, уместнее обращаться, по имени-отчеству или в соответствии с саном, он отвечает: «Я священник. Недавно коммунисты пригласили на праздничное собрание по поводу 90-летия СССР, я там был не как Сергей Дмитриевич, а как священник отец Сергий». И беседа с отцом Сергием получилась разговором с человеком в сане: об обществе, о Церкви, о вере и безверии.

– Отец Сергий, сначала задам вопрос о христианстве в целом. Католический мир в настоящий момент переживает потрясение: Папа Римский ушёл в отставку. В Православии за всю его историю в отставку никто не уходил. Неужели Католическая церковь больше подвержена современным реалиям, когда не надо дожидаться смерти, чтобы тебя заменили?

– Когда я вошёл в церковь и принял сан священника, меня интересовал вопрос, как в прошлом социального мирянина, уходят ли священники на пенсию и когда. Мне сказали: как гражданин ты имеешь право в 60 лет получить пенсию. Как священник имеешь право уйти в отставку в 75 лет. На практике священник служит, пока Господь не выпряжет. То есть, до смерти. Таков менталитет служителя Русской Православной Церкви.

–То есть, разный духовный устав у католиков и у православных?

– Когда в 1054 году, случилось уже юридическое расхождение христианства на две ветви, западную и восточную, Русская Православная Церковь только-только начала своё развитие с принятием Крещения в 988 году. И запад пошёл по одному вектору духовного формирования, восток - по другому, и то, что в духовной практике для православного сознания считается ненормальным, на западе, по некоторым параметрам, норма. И это вопрос уже внутреннего отношения к тому, что мы называем верой, духовным опытом.

Запад более тяготеет к внешнему проявлению. Там Церковь – государственный институт. Стремление к внешнему воплощению духовных понятий выражено и в живописи, и в архитектуре… Та же самая готика – выражение устремления к Богу через внешнее. Плюс духовная практика отличается от православной. И здесь говорить, что хорошо, что плохо, некорректно. Это их путь. Более того, я сейчас замечаю, что оторванность от живой религиозной жизни, закрытой на 70 лет советского периода, и 20 лет последующего шалмана привели к тому, что многие сегодняшние постсоветские люди, войдя в православную церковь, по сути, хотят западного варианта. Облегчение поста, сидеть в церкви во время службы...

– Именно. Я бывал в разных храмах, видел разное проявление христианства, и меня всегда волновало, почему в православном храме я должен стоять даже при очень долгой службе. У меня больные ноги, мне неудобно, мысли в этот момент не о Боге... А в католическом костёле предусмотрено, что прихожане службу сидят.

–Тогда приходите на Святое озеро в храм Владимирской Божьей Матери, где я служу, и вы будете сидеть всю службу.

– А в других храмах?

– И в других есть и всегда были места, где можно присесть, если найдёт усталость. Но в православной традиции нет партера, как в театре. Есть лавки в церквях приходских и стасидии в монастырских. Это когда человек хочет проявить некий подвиг, а сил нету, то он поднимается с сиденья, оно откидывается, и под локтями у него высокие стойки, подлокотники,  можно опереться.

– Ещё пример. В Германии недавно в одном из направлений католицизма избрали руководителем церквей женщину. С ней отказался встречаться митрополит Кирилл. И опять: там всё вроде бы меняется, даже женщины могут быть священнослужителями. А в православии нет. Почему?

– В православии традиции хранятся две тысячи лет. Это позволяет церкви оставаться не только земной, воинственнующей (не против  крови и плоти, а против… злобы духов поднебесных) церковью, но и церковью небесной. А что до женщины- священослужителя… Есть такой православный сайт «Азбука веры». И там есть тесты для людей, которые хотят что-то познавать, но времени не хватает. И в форме интеллектуальной игры даны четыре ответа на вопрос, один из них верный. Например, «Кто глава Церкви?». И ответы: патриарх, Христос, синод и ещё вариант, не помню, кажется – настоятель. Я проводил эксперимент: в большинстве отвечают, что патриарх. А глава церкви – Христос. К сожалению, замечаю, что Христа как-то вообще не особо имеют в виду, когда говорят «церковь». Но Христос и есть основатель Церкви, он Первосвященник Её. И Он мужского пола. Поэтому в православной церкви все священники - мужчины. А для женщины есть место, которое мужчина занять не может. Богородица, посмотрите, вознесена выше ангелов. Говорят: «в православии женщина уничижена», но назовите мне более высокий чин после Богородицы и Бога. Нету.

– Да, но Богородица – мать. А места женщины-жены в православии не видно. Мне, по крайней мере.

– Чтобы видеть, что происходит в церкви, надо в нее войти и жить её жизнью. Внешне не понять. В церкви женщине есть место, но сегодняшняя женщина – уже не та женщина, которая должна бы быть. Она утратила главное – чувство иерархии. Не подчинённости, нет, чувство своего места. Не в смысле «знай своё место», а в смысле «у тебя своё особое место». Женщина может делать то, что мужик не сделает. И когда мне в интернете пишут, что церковь унижает женщину и приводят в пример фильмы, то, извините, это не аргумент для меня. Кино - это кино, это интерпретация, видение режиссёра. Если говорить о западе, то меня потрясло, как девочка Рейчел из одного американского штата всколыхнула своей смертью западное сообщество. Она своей трагической смертью подвигла людей на сбор денег, чтобы дети в Африке имели воду Она не православная христианка, но столько народу подняла своей смертью! Я скачал из новостей о ней информацию и сделал видеоролик. В интернете  он  до сих пор размещен. С чем я столкнулся в своей практике? В БСМП попросили помочь: «христиане, мы зашиваемся, помогите – нянечек не хватает, за некоторыми тяжелобольными некому ухаживать»! И мы через нашу православную газету, на любой встрече, в проповедях говорили: люди, явите свою христианскую добродетель, идите в больницу, Христос этого ждёт.  Нас 250 тысяч населения в Дзержинске, пускай из них 80% православных… Ну, пускай 50%, пускай из них 10% ходят в церковь, пускай 10% активных прихожан, которые причащаются, сколько это будет? Сколько человек? Несколько сотен – точно.

–А пришло?

– Два человека пришло. Я служу в домашней церкви при БСМП, там церковь святого великомученика и целителя  Пантелеимона. Пришла врач из хирургического отделения: «Батюшка, ты на телевидении часто выступаешь, поблагодари этих двух женщин, они так нам помогают!». Я переспрашиваю: сколько? Двух? Мне так стыдно стало.

– Но это и в других областях жизни, к сожалению.

– А мы говорим, что церковь одним боком в обществе находится.

– Ну так ведь известно, что после краха коммунистов и распада СССР в церковь пошли не только искренне верующие в Бога, а очень много тех, кто увидел возможность в церкви обогатиться. Я такие примеры знаю.

– И я знаю.

– И как быть с тем, что в церковь пришли люди, которые увидели в этом бизнес?

– Я отвечу вам так. Однажды я оказался на беседе с семинаристами тогда ещё игумена Августина. Тогда он служил в Ивановской епархии, сейчас он Городецкий и Ветлужский епископ Августин. Он встал за кафедру, и вот с чего начал своё выступление: «Вы сюда пришли учиться, чтобы потом стать священниками, и все – по разным причинам. Вас здесь человек пятьдесят, и, наверно, только единицы пришли служить Богу, остальные – кто за чем. Кто за деньгами, кто за честью, кто за славой, кто за карьерой». Это никогда не скрывалось, и так было со времён апостольских. Даже апостолы, и те по-разному воспринимали своё служение Христу. Они даже иногда спорили, кому поближе быть к Учителю. А Господь им отвечал: «Вы не знаете, что просите, вы ещё не знаете, куда вы идёте. Придёт время – вы узнаете». Один так вообще с деньгами ходил, отвечал за деньги и очень их любил. В результате мы знаем, каков был итог, – тридцать серебренников и осиновый сук. Поэтому и современные сребролюбцы в искушении. А мы практически все сребролюбцы, ведь если человек различает что это – драгоценный метал, а это – деревяшка, он уже сребролюбец. Так это трактуется  православным сознанием о грехе. Другое дело, как человек с этим справляется в жизни своей. Один это осознаёт и начинает вожжи сдерживать, а другой пускается во все тяжкие и не может остановиться.

– Возможен ли сегодня или в обозримом будущем новый крестовый поход христиан против иноверцев?

– Нет предпосылок. А ради чего? Там гроб Господень хотели отвоевать, преследовали политические цели. Это было другое время, другие реалии и другие христиане. Качественно другие христиане. Современное христианство иное. Есть такой священник Иоанн Валентин Истрати, он пишет на сайте «Православие.ру». И я подпишусь под каждым словом его статьи «Главный враг христианства» о современном софт-христианстве, что это секуляризированная религия, потребительство с религиозным оттенком, растворение христианских ценностей в эдакой религии удовольствия и превосходства, традиции, поддерживаемые меланхолично, но не понятые в их спасительной сути, яростное суеверие, копающееся у истоков веры, окаменение Божественного чувства, трухлявый церемониализм, ампутация ценностей ради эстетизма, мистицизм, убивающий мистику, праздничность без трепета, сцена без жизни. Это сказано про людей, которые пришли в церковь потреблять, услуги получить. И при этом утратили самого Христа. Всё есть, хоругви есть, золотые купола есть, иконы, кресты... А в БСМП пришли два человека.

– Вот священнослужителям разрешили избираться, быть избранными...

– Нет, не разрешили. Это только эксклюзивный случай, если сам священник харизматичен, в нём есть нужда для пользы общества, и его избрание будет разрешено лично патриархом. Как исключение из правил.

– Тогда я свой вопрос чуть изменю. Нравы в обществе упали, святынь не церковных осталось мало. Так, может, церкви пойти на выборы, чтобы вернуть обществу ценности?

– Мы тогда перестанем быть церковью. И станем институтом, как на западе. Церковь не ставит своей целью устроить счастливую жизнь на земле. А жизнь улучшает и без вхождения во власть, потому что сама церковь – это люди. Это не патриарх придёт в школу, не патриарх придёт в УВД нашего города, в БСМП, пожарную или воинскую часть. А те люди, кто ходит в церковь.

– Но, может, настало время, чтобы кто-нибудь вышел, допустим, в Дзержинске, и сказал всем: «Хватит грабить город»! Как раньше святые Отцы перед войсками выходили.

– Дело в том, что «Хватит грабить город» говорят другие люди, которые на это имеют полномочия. У меня полномочий нет. А эмоции мои никому не нужны. Как и моё личное отношение к власти.

– А какое у вас отношение к власти?

– О моём личностном отношении я вам не скажу. Любая власть Богом посланная, и неважно, хорошая она или плохая. Потому что для меня любая власть есть структура, удерживающая от хаоса. А я должен при любой власти делать своё дело.

– То есть, священники времён Великой Отечественной войны, которые пошли служить в восстановленных немцами церквях (фильм «Поп» об этом), никакие не предатели?

– Именно так. Хотя предатели были. Были священники, которые снимали с себя крест и шли в завхозы. Они сотрудничали с Советской властью, они уходили в неё. И более того, на основании заявлений от них потом были суды над верующими людьми. Можно сказать  1/12, Иудина часть, – в действии. Грядущие гонения на Церковь снова обнажат этот процент. Что здесь говорить, человек немощен, и его слабость может проявиться даже при тиаре или клобуке.

– То есть, на ваш взгляд и на взгляд современной церкви, священник должен выполнять свою работу при любой власти и его задача облегчить жизнь людей?

– Его задача – помочь человеку услышать зов Бога, приглашающего к вечной жизни через покаяние, перемену ума.

– Сейчас говорят, что церковь отчасти выполняет психотерапевтический запрос общества. Люди идут в храм со своими болями, жизненными страхами. И в молитвах своих обращаются к Богу вне себя. А если обратиться к Богу внутри себя? Говорят же, что Бог в сердце. И можно услышать Его голос.

– Голос Бога – это голос совести. Это та частичка образа Божего в человеке, по которому он создан. А Бог везде – по-славянски: Иже везде Сый, это Дух. Предвечный, Безначальный, Бесконечный. И если Он окажется в сердце человека, то лишь после того, как человек его туда впустит. Но и тогда Богу там, если можно так выразиться, главы приклонить  негде: пауки и тараканы… и всё заставлено хламом, мусором. Ты сердце своё освободи сначала от страстей греховных, чтобы Господь мог укорениться. Люди, которые действительно достигли Богообщения через созерцание Его, «чистые сердцем», и о таковых говорил Господь, что они Бога узрят. При этом они себя считали недостойными, грешниками.

В православной религии цель человека – увидеть себя таким, какой он есть на самом деле, а не то, что он о себе мнит или о нём думают другие люди. Когда он это поймёт, когда увидит, что он никто и звать его никак, он возопит: «Господи, я без тебя ничего не могу, помоги!». Господь тут же протягивает руку, и уже Господь ведёт этого человека. А тот принимает это ведение. Веди меня, как хочешь! Надо меня вести через нищету, – веди через нищету, если через богатство, – ну что ж, это тоже искушение. Через болезнь, – пусть через болезнь, через славу или через бесчестие. И бывает что у тебя сегодня трон, а завтра об тебя ноги вытирают, и ты должен вести себя ровно, смиренно: значит, заслужил. Или, может, это испытание Господне. Как, например, купец, когда покупает ткань, он же возьмёт её, попробует на разрыв. Если прочная, – заверните, если разорвётся, – выкинуть. Так же и нам искушения эти Господь попускает, чтобы мы себя проверили. Чтобы сами мы убедились, кто мы есть. И когда мы проходим испытания: «Слава тебе Господи, без тебя бы ничего не сделал».

- Но тут лично для меня двойственное состояние. Вот тяжёлая ситуация в жизни, и два варианта: покорно её принять, так как на всё Божья воля. Или посчитать это проверкой, что же я в этой ситуации могу сделать в своей жизни. И как же различить, в чём испытание, - смиренно ждать, когда тихонечко всё разрешится, или принимать определённые шаги, меняя всё самостоятельно.

– В данном случае у Бога нет рук, кроме твоих. Я говорю о том, как человек воспринимает все свои испытания. А он может оторвать задницу от мягкого кресла, пойти и не ждать, когда за него что-то сделают. Например, человек говорит: «Я не могу ходить в церковь по разным причинам». А я буду допытываться, давай посмотрим на эти причины. Может быть, и нет причин, есть только одно обстоятельство, которое называется «Я полностью погружён в свою работу» и «Господи, не до тебя сейчас».

– Господи, мне до тебя. Но, может быть, мне проводники сейчас не нужны, обращаюсь к Богу напрямую.

– У нас проводник только один - Христос. Он в этом смысле проводник между Богом- Отцом и человечеством. Бог стал человеком, чтобы стать проводником. Вот высший смысл его вочеловечения. Он принёс Себя в жертву, и научил людей, как спасаться от греха.  Адам в своё время испоганил отношения с Богом, Христос – новый Адам их восстанавливает, и мы можем прийти к Отцу через Него. Мы уже касаемся богословских вопросов о Троице, Отец, Сын и Дух Святой… Не все это могут сразу понять: Бог – Троица? Бог же один – воскликнут некоторые.

– И человек один, но он же проявляется и телесно, и духовно, и душевно.

– Именно. Бог Один, но человеку открылся в трёх Ипостасях. Именно об этой троичности человека Вы и сказали.

– Сегодня очень многие промышленники, политики стали вкладывать деньги в строительство и восстановление церквей. И считают, что тем самым грехи искупили, можно грешить дальше. Как с такими деньгами быть?

– Если человек придет, принесёт деньги на пожертвования, которые он зарабатывает, скажем, на проституции, никто эти деньги не возьмёт.

– Вы не узнаете.

– Бог знает, он не примет эту жертву Жертвователь может обмануть священника, но Бог знает. А вообще ко мне не приходят и не дают деньги, я сам хожу и прошу. У меня было три человека, которые помогали, потом один говорит: «Извини, сейчас нет, я дом достраиваю». Я всё равно: «Спасибо, Господь пошлёт». И действительно, кто-нибудь другой помогает. К грешникам надо относиться как к грешникам, которые наряду с покаянием ещё и жертву принесли. Жертва – это нормально. Есть люди, которые делают пожертвования ради имиджа, и Бог им судья. Я не могу деньги не принять, человек не мне их дает – Богу. А если он вор, то в первую очередь обманывает себя.

У меня был такой случай. Знакомый ночью звонит: «Приезжай, я тут чуть в петлю не залез». Присылает машину, а потом рассказывает: «Лежу вечером в кровати и думаю: я везде был, всех обеспечил, дом огромный себе выстроил, денег столько, что на несколько поколений хватит. И мне стало так скучно: может, повеситься?» И он пошёл уже в бильярдную за верёвкой. И проходя мимо стеллажа, где лежала Библия, краем глаза за неё зацепился. Этого хватило, чтобы встряхнуться, понять, что происходит что-то странное, и позвонить мне. Потом мы до утра сидели, мозги ему на место вправляли.

– Что вы можете сказать про пост? Он ведь многими воспринимается, как некий запрет на жизненные удовольствия.

– По поводу слова «запрет», – это лукавство. Церковь не запрещает, она предупреждает. Есть, например, знаки для автомобилей. «Кирпич» - значит, ехать нельзя, есть «дорожка и там кирпич», то есть, тупик, а есть знак «опасность». И человек сам решает, как ему дальше поступить. Поехал на «кирпич», а ему жезлом - раз, и лишают прав. Тебя же предупредили, а он: «мне можно, я хочу». Здесь то же самое: Господь как бы предупредил - если вы будете нарушать Заповеди, будет вам плохо. Почитай отца и мать и долголетен будешь на земле, не воруй, не завидуй, хоть один день из семи удели Господу своему  – это предупредительные знаки. И то, – тому человеку, ветхозаветному, который дикий был. Тогда все рамки, что мы сейчас называем нравственностью, были попраны. Степени разврата человеческого были безграничны. Поэтому и смерть, которая стала возможной после грехопадения Адама, является благим обстоятельством, которое осуществляет конец этому беззаконию. Для христианина же важно, что Господь не запрещает, а побуждает к благому по доброму произволению человека.

А пост… В армии что это слово означает? Стоять на посту – это внимательно стеречь, чтобы не прошёл враг. И человек во время поста караулит свою душу, чтобы враг к ней не приблизился. Более того, во время поста он стремится заглянуть в душу, нет ли в ней такого, что мешает к Богу приблизиться. А обнаружив, старается это исправить. А для этого надо молиться. А молитвы на сытый желудок не получаются. Или, вот, смотрит какая-нибудь женщина сериал и начинает втягиваться в чужую придуманную жизнь, «ой, убили, а жена-то как останется, и что будет дальше». И будет плакать об этом ребёнке, выдуманном, а выйдет во двор и живого, нуждающегося ребёнка переступит и пойдет дальше. И уверена будет в себе, что она сострадательная, плакала же у экрана. Подмена произошла, что и делает дьявол: он подменяет понятия, а человеку некогда с этим разобраться – занят собой.

– В целом человечество сейчас идёт больше к Богу или больше к сатане?

– Семимильными шагами к сатане.

– Ускоряя суд Божий?

– Я не могу сказать, ускоряя или нет. Были в истории человечества моменты, когда вот-вот случится, и Господь тогда говорит: «Покайтесь, Я переменю Свой суд на милость». Люди изменяли свою жизнь, приносили покаяние -  изменялось решение Бога. Но то, что будет последний суд, не в смысле как конец человечеству, а в смысле качественного перехода всего человечества в другое состояние, – это так. И это будет по твоему теперешнему выбору - перейти в вечности к Богу или нет. Так будет, потому что это написано в Священном Писании. Об этом Господь Сам сказал. Когда это будет? Может, через миллиард лет, может через миллион, может, через сто тысяч лет, а может – через двести – Один Бог знает. Но уже есть признаки, что скоро придёт Христос, будет его второе пришествие. Как будет – невозможно представить, можно только гадать. Так же невозможно представить, каким бы было человечество, если бы Адам не совершил грехопадение. Если бы Адам проявил послушание в Раю.

– Опять же есть теория, что Бог не зря искушал этим непослушанием. От этого развитие пошло.

– Бог не искушал, это был воспитательный процесс. Когда человеку всё можно, из него вырастает урод, что-то должно быть, что нельзя. На чем упражняться в воздержании. Древо познания доброго и лукавого, запрет на вкушение его плодов – и есть  прообраз поста. Вот всё можно, вот жена, имей её как жену, плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю. Вот животные  – Адам каждому животному дал имя, проникнув в его суть. Какой надо иметь ум, чтобы проникнуть в суть? И вдруг утратить это Богообщение, захотев узнать. Им же дух лукавый что предложил? Знания. А для чего? Чтобы захотели быть как боги. И начал издалека лукавыми дьявольскими вопросами, я подобные  сейчас нередко слышу в медиапространстве.

– Какие вопросы?

– Нужна ли современному человеку семья? И в интернете отвечают: «Нафига она нужна». Молодые отвечают, люди, которые не имеют ещё жизненного опыта. Уже сама постановка вопроса провоцирует на то, чтобы ты выразил недоверие существующему положению вещей. Или, например, четырёхсотлетие дома Романовых и вопрос: повезло ли человеческому обществу с выбором Михаила Романова? Умный мужик с телевидения задаёт этот вопрос, и общество задаёт его себе: «Повезло или не повезло?». А это дьявольская методология перемены сознания. Сравните: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» - вопросы, отворачивающие от Бога, от божественного промысла, от божественного замысла о человеке.

И тут не надо уже говорить о самом Боге, главное, чтобы ты уже о нём не думал, а задался другой целью. Можно или нельзя есть с этого дерева? Ты съел и не умер мгновенно, но ты нарушил запрет. Ты всё узнал, но наряду с этим узнал, что отпал от Бога. Ты его предал, испугался, стал испытывать стыд, а до этого не испытывал. Что надо сделать, когда стыдно? Прикрыться. Чем? Ничего нет, никаких швейных фабрик, и Адам берёт и изготовляет себе одежду из фигового листка. Это первый его творческий акт без Бога.  А теперь сократи сложности до простого, как в арифметике, и получишь, всё, что делаешь без Бога – фиговый листок.

Спрашивали Александр ЧУРКИН и Наталья НИКИФОРОВА.

Газета "Обозреватель".

Комментарии (42)

22 сентября 2014 г. 5:31

Я считаю, что должна быть пропаганда духовности, нравственности ,морали. Религия должна быть лишь одной из форм такой пропаганды, нравственного воспитания,наряду с книгами, школой, семьёй. 

22 сентября 2014 г. 5:31

АНдрея в его высказывании непременно поддерживаю. Хорошо изложил он мое видение. А вот с последним постом Горца не согласен. Уж слышком грубо ты все написал. НЕправда. Передергиваешь. Библия - это постулат идеальной модели поведения человека, а также опыт передаваемый из поколения в поколение, который содержит много мудрости и поучительных историй. И статистики все твои, если мне не изменяет память, какие-то фальшивые , либо не российские.

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец, это уже лишка ... отец Сергий в статье как раз и разделяет понятия  религии  и потребительства с религиозным оттенком  от настоящей  веры и духовности.  Он сам замечает о случаях коммерциализации, но объясняет это достаточно просто  Можно сказать  1/12, Иудина часть, – в действии.Ты же как раз говоришь именно о РЕЛИГИИ ... Преступники в тюрьмах религиозны - но далеко не духовны.  Есть  философские категории  СУТЬ и ФОРМА - вообщем-то это взаимосвязанные понятия, но для оптимального сочетания должны находиться в гармонии. Религия- форма,....  духовность - суть.    И увлечение лишь формой - является основной бедой  такого явления  как церковь (причём любая церковь) в нашем постсоветском обществе. 

22 сентября 2014 г. 5:31

Ой, я наверное верю в макаронного монстра!....

22 сентября 2014 г. 5:31

Да, и вопрос по итогам Тотального диктанта - почему "Сергий" в кавычках?!? или в этом есть какой-то сакральный смысл?!?

22 сентября 2014 г. 5:31

горец, так это ветхий завет, а правосланые по новому живут.

22 сентября 2014 г. 5:31

Питон отчасти прав. И потом, я думаю, что в большинстве строк необходимо искать глубокий смысл. Всегда есть причина и есть следствие. 

22 сентября 2014 г. 5:31

Кавычки какие-то рудиментарные получились) Они были в оригинале текста, я и оставил. 

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец, ты, конечно, умеешь передергивать. Я думаю, что вера имеет право на существование, если она ведет к созиданию, а не к деструкции. Руководствоваться здесь надо объективнностью. Что бы там не говорили, но многие православные, в том числе и служители культа, - высокодуховные люди. То же самое касается и других вероисповедений. Ты не можешь отрицать влияния христианства на культуру нашей страны. Хотя, если бы тысячу лет наза обстоятельства сложились бы по-другому, могло быть и лучше, и хуже. Но история не знает сослагательного наклонения. 

22 сентября 2014 г. 5:31

Что там с законом, приняли или нет? Про тюремное заключсение за оскорбление чувств верующих

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец:Сестрица Алёнушка:Горец, ты, конечно, умеешь передергивать. Я думаю, что вера имеет право на существование, если она ведет к созиданию, а не к деструкции. Руководствоваться здесь надо объективнностью. Что бы там не говорили, но многие православные, в том числе и служители культа, - высокодуховные люди. То же самое касается и других вероисповедений. Ты не можешь отрицать влияния христианства на культуру нашей страны. Хотя, если бы тысячу лет наза обстоятельства сложились бы по-другому, могло быть и лучше, и хуже. Но история не знает сослагательного наклонения. Я ничего и не отрицаю. Героин вон тоже в медицине успешно используется, как и многие другие наркотики. Тут главное меру знать.А че, спорить не будем? Я даже не знаю, что делать 

22 сентября 2014 г. 5:31

вот мне всегда нравится холивары, в которых с одной стороны куча верующих нихрена не знающих мат.часть (а фиг ли её знать - надо просто верить!), а с другой - атеист, в мат.части разбирающийся.кроме того чисто российский "тренд" - это называть себя верующим, но не соблюдать канон, на держать пост, не знать символ веры (да чего уж там - не знать ни одной молитвы), ни разу не прочитать библию. а на десерт - отрицать "руководящую роль" рпц.граждане, вы все, по церковным канонам, еретики. и для любой религии вы хуже нас атеистов.с чем вас и поздравляю )))

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец. ПОчитай произведение "Роза Парацельса". Так есть определенное описание. Я вот отрицаю слияние власт и бизнеса. Тем не менее ты считаешь эт онормальным видимо?Аленка права. Ты передергиваешь.

22 сентября 2014 г. 5:31

Сестрица Алёнушка:Горец, ты, конечно, умеешь передергивать.Взрослый юноша, а всё туда же

22 сентября 2014 г. 5:31

я смотрел мульт "суперкнига" в детстве

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец:Свойвдоску:Я вот отрицаю слияние власти и бизнеса. Тем не менее ты считаешь это нормальным видимо?С чего ты так решил? Я считаю ненормальным как власть, так и бизнес, даже по отдельности. А уж при их слиянии точно ничего хорошего не получится.Минус на минус дает плюс 

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец:Я принципиально против лишь двух вещей, связанных с религией: сращивания религиозных структур с государством, встраивания их во власть и внедрения религии в систему образования. Все остальное - на здоровье.да, поддерживаю ... влияние церкви на общество и его устройство нужно ограничивать ...  И церковно служителям совершенно не обязательно присутствовать на каких либо светских мероприятиях тем более политического толка ...  Но тем не менее ты слишком резокРаботники РПЦ, в среднем,  - сборище морально разложившихся уродов. В интервью есть всего одна честная мысль: церковь, если уж ей не дают власть самой, поддерживает ЛЮБУЮ светскую власть. Уже это аморально, само по себе.Я не много знаю лично работников РПЦ, а также церкви адвентистов ( уменя сестра с мамой в это направление вдарились), но те с кем общался - вполне приятные и достойные люди. Поэтому в этой части с тобой не согласен.Вера, и выбор религии это личный выбор каждого,  если это не  создаёт угрозы для общества и его членов, пусть чем хотят занимаются.А в том, что церковь будет сотрудничать с любой властью я вижу несколько иной смысл.  Церковь (по идее, конечно) не должен интересовать способ и организация функционирования общества,.....   поле деятельности церкви должно лежать в совершенно иной плоскости -  духовный мир человека ...  и с этой точки зрения - церкви без разницы какая модель общественного устройства есть на сегодня.

22 сентября 2014 г. 5:31

Твой разум не дает ничего полезного. Ты живешь как паразит. Ты не созидаешь, а только разметываешь свое дерьмо на право и на лево.))) Я вижу в религии больше пользы, чем от тебя конкретно. И как ты после этого говоришь о наркотиках, пользе, хорошем или плохом?))) 

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец:Переход на личности несовместим со статусом модератора, как мне кажется. К тому же, не зная чем конкретно я занимаюсь в жизни, легко попасть пальцем в небо. Будь аккуратнее :)Причем тут модераторство? Я лишь ретуширую мат и спам удаляю. Я выполняю технические действия. Связи нет. Вопреки твоему мнению, я знаю кто ты, где ты живешь, фамилию твою , имя, и место работы. Тем более, я делаю такие выводы исходя из именно ТВОИХ постов. Поэтому я и сказал, что я вижу в религии больше пользы, чем в тебе лично. И это спарведливо. Или ты с этим поспоришь?))И последнее - ты говоришь, что ничего не имеешь против верующих, но против пропаганды религии, хотя сам пропагандируешь атеизм и хаешь РПЦ и религии в целом. Странная логика. двойные стандарты. Поэтому стоит ли к твоим словам вообще относиться серьезно?)))Я - нет. Для меня лично ты просто "Лев Толстой"  ))))

22 сентября 2014 г. 5:31

СвойвдоскуВопреки твоему мнению, я знаю кто ты, где ты живешь, фамилию твою , имя, и место работы.Горец:Я против пропаганды религии при помощь админресурса. В школах, вузах, детсадах, государственных СМИ, на федеральных и муниципальных общественных мероприятиях т.д. То есть, церковь не должна никак выделяться из общего ряда других общественных организаций. Сомневаюсь, честно говоря, что ты все это про меня знаешь. Напиши в личку, проверим.И мне про него напиши   ,   проверим.

22 сентября 2014 г. 5:31

К сожалению в тайне оставлю, если он сам не захочет сказать.)

22 сентября 2014 г. 5:31

Я считаю, что должна быть пропаганда духовности, нравственности ,морали. Религия должна быть лишь одной из форм такой пропаганды, нравственного воспитания,наряду с книгами, школой, семьёй. 

22 сентября 2014 г. 5:31

АНдрея в его высказывании непременно поддерживаю. Хорошо изложил он мое видение. А вот с последним постом Горца не согласен. Уж слышком грубо ты все написал. НЕправда. Передергиваешь. Библия - это постулат идеальной модели поведения человека, а также опыт передаваемый из поколения в поколение, который содержит много мудрости и поучительных историй. И статистики все твои, если мне не изменяет память, какие-то фальшивые , либо не российские.

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец, это уже лишка ... отец Сергий в статье как раз и разделяет понятия  религии  и потребительства с религиозным оттенком  от настоящей  веры и духовности.  Он сам замечает о случаях коммерциализации, но объясняет это достаточно просто  Можно сказать  1/12, Иудина часть, – в действии.Ты же как раз говоришь именно о РЕЛИГИИ ... Преступники в тюрьмах религиозны - но далеко не духовны.  Есть  философские категории  СУТЬ и ФОРМА - вообщем-то это взаимосвязанные понятия, но для оптимального сочетания должны находиться в гармонии. Религия- форма,....  духовность - суть.    И увлечение лишь формой - является основной бедой  такого явления  как церковь (причём любая церковь) в нашем постсоветском обществе. 

22 сентября 2014 г. 5:31

Ой, я наверное верю в макаронного монстра!....

22 сентября 2014 г. 5:31

Да, и вопрос по итогам Тотального диктанта - почему "Сергий" в кавычках?!? или в этом есть какой-то сакральный смысл?!?

22 сентября 2014 г. 5:31

горец, так это ветхий завет, а правосланые по новому живут.

22 сентября 2014 г. 5:31

Питон отчасти прав. И потом, я думаю, что в большинстве строк необходимо искать глубокий смысл. Всегда есть причина и есть следствие. 

22 сентября 2014 г. 5:31

Кавычки какие-то рудиментарные получились) Они были в оригинале текста, я и оставил. 

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец, ты, конечно, умеешь передергивать. Я думаю, что вера имеет право на существование, если она ведет к созиданию, а не к деструкции. Руководствоваться здесь надо объективнностью. Что бы там не говорили, но многие православные, в том числе и служители культа, - высокодуховные люди. То же самое касается и других вероисповедений. Ты не можешь отрицать влияния христианства на культуру нашей страны. Хотя, если бы тысячу лет наза обстоятельства сложились бы по-другому, могло быть и лучше, и хуже. Но история не знает сослагательного наклонения. 

22 сентября 2014 г. 5:31

Что там с законом, приняли или нет? Про тюремное заключсение за оскорбление чувств верующих

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец:Сестрица Алёнушка:Горец, ты, конечно, умеешь передергивать. Я думаю, что вера имеет право на существование, если она ведет к созиданию, а не к деструкции. Руководствоваться здесь надо объективнностью. Что бы там не говорили, но многие православные, в том числе и служители культа, - высокодуховные люди. То же самое касается и других вероисповедений. Ты не можешь отрицать влияния христианства на культуру нашей страны. Хотя, если бы тысячу лет наза обстоятельства сложились бы по-другому, могло быть и лучше, и хуже. Но история не знает сослагательного наклонения. Я ничего и не отрицаю. Героин вон тоже в медицине успешно используется, как и многие другие наркотики. Тут главное меру знать.А че, спорить не будем? Я даже не знаю, что делать 

22 сентября 2014 г. 5:31

вот мне всегда нравится холивары, в которых с одной стороны куча верующих нихрена не знающих мат.часть (а фиг ли её знать - надо просто верить!), а с другой - атеист, в мат.части разбирающийся.кроме того чисто российский "тренд" - это называть себя верующим, но не соблюдать канон, на держать пост, не знать символ веры (да чего уж там - не знать ни одной молитвы), ни разу не прочитать библию. а на десерт - отрицать "руководящую роль" рпц.граждане, вы все, по церковным канонам, еретики. и для любой религии вы хуже нас атеистов.с чем вас и поздравляю )))

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец. ПОчитай произведение "Роза Парацельса". Так есть определенное описание. Я вот отрицаю слияние власт и бизнеса. Тем не менее ты считаешь эт онормальным видимо?Аленка права. Ты передергиваешь.

22 сентября 2014 г. 5:31

Сестрица Алёнушка:Горец, ты, конечно, умеешь передергивать.Взрослый юноша, а всё туда же

22 сентября 2014 г. 5:31

я смотрел мульт "суперкнига" в детстве

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец:Свойвдоску:Я вот отрицаю слияние власти и бизнеса. Тем не менее ты считаешь это нормальным видимо?С чего ты так решил? Я считаю ненормальным как власть, так и бизнес, даже по отдельности. А уж при их слиянии точно ничего хорошего не получится.Минус на минус дает плюс 

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец:Я принципиально против лишь двух вещей, связанных с религией: сращивания религиозных структур с государством, встраивания их во власть и внедрения религии в систему образования. Все остальное - на здоровье.да, поддерживаю ... влияние церкви на общество и его устройство нужно ограничивать ...  И церковно служителям совершенно не обязательно присутствовать на каких либо светских мероприятиях тем более политического толка ...  Но тем не менее ты слишком резокРаботники РПЦ, в среднем,  - сборище морально разложившихся уродов. В интервью есть всего одна честная мысль: церковь, если уж ей не дают власть самой, поддерживает ЛЮБУЮ светскую власть. Уже это аморально, само по себе.Я не много знаю лично работников РПЦ, а также церкви адвентистов ( уменя сестра с мамой в это направление вдарились), но те с кем общался - вполне приятные и достойные люди. Поэтому в этой части с тобой не согласен.Вера, и выбор религии это личный выбор каждого,  если это не  создаёт угрозы для общества и его членов, пусть чем хотят занимаются.А в том, что церковь будет сотрудничать с любой властью я вижу несколько иной смысл.  Церковь (по идее, конечно) не должен интересовать способ и организация функционирования общества,.....   поле деятельности церкви должно лежать в совершенно иной плоскости -  духовный мир человека ...  и с этой точки зрения - церкви без разницы какая модель общественного устройства есть на сегодня.

22 сентября 2014 г. 5:31

Твой разум не дает ничего полезного. Ты живешь как паразит. Ты не созидаешь, а только разметываешь свое дерьмо на право и на лево.))) Я вижу в религии больше пользы, чем от тебя конкретно. И как ты после этого говоришь о наркотиках, пользе, хорошем или плохом?))) 

22 сентября 2014 г. 5:31

Горец:Переход на личности несовместим со статусом модератора, как мне кажется. К тому же, не зная чем конкретно я занимаюсь в жизни, легко попасть пальцем в небо. Будь аккуратнее :)Причем тут модераторство? Я лишь ретуширую мат и спам удаляю. Я выполняю технические действия. Связи нет. Вопреки твоему мнению, я знаю кто ты, где ты живешь, фамилию твою , имя, и место работы. Тем более, я делаю такие выводы исходя из именно ТВОИХ постов. Поэтому я и сказал, что я вижу в религии больше пользы, чем в тебе лично. И это спарведливо. Или ты с этим поспоришь?))И последнее - ты говоришь, что ничего не имеешь против верующих, но против пропаганды религии, хотя сам пропагандируешь атеизм и хаешь РПЦ и религии в целом. Странная логика. двойные стандарты. Поэтому стоит ли к твоим словам вообще относиться серьезно?)))Я - нет. Для меня лично ты просто "Лев Толстой"  ))))

22 сентября 2014 г. 5:31

СвойвдоскуВопреки твоему мнению, я знаю кто ты, где ты живешь, фамилию твою , имя, и место работы.Горец:Я против пропаганды религии при помощь админресурса. В школах, вузах, детсадах, государственных СМИ, на федеральных и муниципальных общественных мероприятиях т.д. То есть, церковь не должна никак выделяться из общего ряда других общественных организаций. Сомневаюсь, честно говоря, что ты все это про меня знаешь. Напиши в личку, проверим.И мне про него напиши   ,   проверим.

22 сентября 2014 г. 5:31

К сожалению в тайне оставлю, если он сам не захочет сказать.)

Авторизуйтесь, чтобы комментировать